Известно, что буржуазия использует для упрочения своего господства такие
общественные явления, как неприязнь к людям иной национальности,
национализм, межнациональная вражда и конфликты. Всё это она умело
подогревает, используя также с целью прикрытия мероприятий, ухудшающих
положение трудящихся. В этом деле буржуазии активно помогают различные
правые движения и организации, и так называемые «патриоты», относящие
себя к левому движению.
В Красноярске распространилась информация о грядущем в ноябре повышении стоимости проезда в общественном транспорте до 13 рублей.
Чтобы отвлечь внимание горожан от этого малоприятного события, был
использован всё тот же испытанный прием с националистическими чувствами. Против
увеличения стоимости проезда одними из первых выступили правые
оппозиционеры на своем митинге 12 октября. И дискуссия сразу же
приобрела выгодный для буржуазных властей тон, сводясь к рассуждениям на
тему: «за что мы должны платить этим гастарбайтерам?».В
качестве примера был использован факт ДТП с участием «маршрутки», вторая
участница которого скончалась в больнице. Как нельзя кстати,
выяснилось, что за рулем «пазика» был иностранный рабочий, недавно
приехавший в Красноярск на заработки. Это тоже послужило поводом для
националистических выпадов. Но, как обычно, ни слова не было сказано о
том, имеют ли какое-то отношение водители и кондукторы к определению
стоимости проезда, и кому мы на самом деле платим, пользуясь
общественным транспортом. Не от хорошей жизни едут в Россию из
стран СНГ. В бывших советских республиках, некогда включенных в общий
производственный цикл СССР, сегодня царит разруха. Предприятия,
захваченные капиталистами, закрываются, сельское хозяйство приведено в
упадок, и оставшимся без работы людям, чтобы как-то выжить, приходится
уезжать из родных мест туда, где на них пока еще есть спрос у
работодателя. Приезжие граждане бывшего СССР вынуждены трудиться в
более тяжелых условиях, получая за свой труд гораздо скромнее, по
сравнению с российскими рабочими. Не имея возможности получить работу по
специальности, они заняты тяжелым, неквалифицированным и зачастую
опасным трудом. Полное бесправие мигрантов – отсутствие регистрации и
разрешения на работу, официальных соглашений с работодателем,
разобщенность рабочих – ставит их практически в рабскую зависимость от
хозяина, который вовсю пользуется этим. Взять тех же
транспортников. Рабочий день на «маршрутке» – 18 часов. Движение «по
графику», введенное якобы для удобства пассажиров, на практике означает
невозможность водителю отдохнуть в течение рабочего дня, нормально
поесть (вынуждены питаться «на бегу», подрывая здоровье). Причем
хозяева, желая сэкономить на работниках, сажают за руль тех, кто не
имеет водительского стажа или нужной категории, кто плохо ориентируется в
городе. Массово экономят и на технике: закупают аварийные, списанные
автобусы, запчасти для которых снимаются с не подлежащих восстановлению
их «собратьев». А за все поломки, за сошедший с маршрута автобус, за то,
что поймал ГАИшник – за всё вычитают из зарплаты работников. За
смену водитель должен «наездить» определенную сумму с пассажиров, чтобы
сдать т.н. план. Остаток он разделит с кондуктором и получит в качестве
заработка. При этом все разговоры хозяев коммерческого транспорта о
необходимости повысить зарплату работникам оказываются пустым звуком.
После прошлого повышения стоимости проезда (до 11 рублей) тоже много
говорили о зарплате. Показателен в этом отношении пример 21-го маршрута:
проезд подорожал на 2 рубля (приблизительно 20%), а план работникам
подняли на 100%. Обещанное «повышение зарплаты» было «съедено». Водители
организовали однодневную забастовку против своих хозяев, на помощь
которым тут же пришли городские власти – маршрут № 21 был ликвидирован. Кондуктор
автобуса марки «ЛиАЗ» за смену «наматывает» не один километр по салону,
обслуживая пассажиров. Нужно иметь отменное здоровье, чтобы целый день
без отдыха носиться туда-сюда. Но и кондукторам на «ПАЗах» ничуть не
легче: они, в основном, сидят на месте, а такое положение отрицательно
влияет на работу внутренних органов. С введением в обращение
10-рублевой монеты и с повсеместным переходом на ее использование вместо
бумажных купюр, существенно вырос вес форменного фартука, в котором
ходит кондуктор. На этой работе, как правило, заняты женщины и даже
подростки, на формирование организма которых может оказать негативное
влияние любой неблагоприятный фактор. Как правило, те, кто громче
всех вопит о том, что «мигранты отнимают рабочие места у русских», сами
занять место на стройке или за рулем автобуса не спешат. Нет, для них
есть офисы и фирмы, есть журналистика и менеджмент. Они мнят себя
привилегированной кастой. Вопрос «за что мы должны платить?» надо
ставить не к гражданам бывшего СССР, приезжающим в Россию в поисках
средств к существованию. Этот вопрос надо задавать тем, кто
монополизировал транспорт, превратив его в способ личного обогащения.
Удорожание проезда, как и других услуг и товаров, не просто вызвано
жаждой капиталистов к получению прибыли, не только является частью
объективных экономических процессов, но и служит еще одним поводом
столкнуть работников транспорта с остальными трудящимися, которые их
услугами пользуются. Противопоставление одних эксплуатируемых другим, на
финансовой основе или по национальному признаку, или еще по какому-либо
критерию, столкновения на этой почве – всё помогает буржуазии
удержаться «на плаву» и продлить дни своего умирающего строя. Поэтому
все трудящиеся, не взирая на национальные и прочие различия, должны
объединиться и сообща вести организованную борьбу против эксплуататоров,
за свержение капитализма и установление диктатуры пролетариата. Е. Фатьянова, ВКПБ г. Красноярск
|