Продолжение, начало см. в «Вестник РПСК» № 8 Наша планета Земля существует миллиарды лет. Человек развился из живой природы более двух миллионов лет назад. Следы материальной культуры человечества на Земле известны науке в пределах 12 тысяч лет… Атеизм Древней Индии Для Древней Индии эпохи создания религиозных книг – Вед (середина 2-го тысячелетия до н.э.) характерно поклонение обожествленным силам природы. Это было 4 тысячи лет назад. Позднее, с образованием рабовладельческого общества, возникает вера в бога, развивается мифология. Священным книгам – Ведам – приписывается божественное происхождение и непререкаемость. Против авторитета Вед восстают первые индийские ученые-философы школы Локаята (Чарвака) – Брихаспати, Дхишан и др. (VI век до н.э.). То есть более 2400 лет назад. Философы Локоята утверждают, что никакого бога (иншвары) нет, что мир никем не создан, а существует вечно по своим законам. Все вещи состоят из земли, воды, света и ветров. Различным образом соединяясь, эти элементы образуют всё сущее, в том числе и людей… Согласно воззрению Локаята, природа безразлична ко всему человеческому, ее свойства не имеют никакого отношения к нравственным правилам. Ни в природе, ни в человеческой истории нет никакой целесообразности. Очень близок к этим воззрениям представитель школы Санкхья Капила (около VI века до н.э.). Вещей, существования которых нельзя доказать убедительными аргументами, нет, учил Капила. Ни восприятием, ни умозаключением, ни аналогией бытие бога не подтверждается, а это единственные формы достоверного познания. Следовательно, бога нет. Атеизм в древнем Китае В древнем Китае активно развивались науки, особенно астрономия. Записи о солнечных затмениях китайские ученые начали вести за тысячу лет до нашей эры. На протяжении столетий в Китае велись наблюдения за движением светил, и в IV веке до н.э. там был создан первый в истории человечества звездный каталог. Установленная астрономами периодичность движения светил сыграла важную роль в выдвижении идеи объективной закономерности – дао, управляющей всем, происходящим в природе. Уже в эпоху западного Чжоу (XI – VIII в.в. до н.э. ) в Китае было выдвинуто следующее положение: «Высшее существо не может существовать! Мир образован из пяти первоэлементов, а именно: металла, дерева, воды, огня и земли». Дальнейшее развитие этих идей хорошо видно в дошедшей до нас книге «Дао – дэ – цзин» (IV – III века до н.э.). В книге проводится мысль, что миром управляет не бог, а присущий самому миру закон – дао. Этот закон дао определяет непреложно весь ход событий и исключает возможность чего-либо сверхъестественного… Религии Китая – даосизм и конфуцианство – зародились соответственно в IV – III и VI – V веках до н.э. первоначально оба учения были скорее не религиозными, а философскими системами. Даосизм имеет свой пантеон божеств во главе с полулегендарным Лао-Цзы. Конфуцианство – свой пантеон божеств, в который входит и, обожествляемый, реальный Конфуций. Что же касается Индии, то там, в раннеклассовом обществе, в качестве местной религии получил распространение брахманизм (1-е тысячелетие до н.э.). во 2-й половине 1-го тысячелетия до н.э. позиции брахманизма стали слабеть, и он был оттеснен другими религиями. Лишь в 1-м тысячелетии н.э. учение брахманизма вновь начинает возрождаться в индии в форме индуизма. Индуизм фактически не является одной религией, а представляет собой систему местных индийских верований. Своим авторитетом индуизм освящает кастовые различия в обществе. К локально ограниченным религиям Индии относятся джайнизм и сикхизм. Джайнизм возник в VI веке до н.э. Название религии происходит от имени полулегендарного пророка Джины. Джайнизм возник в обстановке острого недовольства широких слоев индийского общества кастовой системой, связанной с господствовавшим в то время брахманизмом. Сикхизм намного моложе джайнизма. Он сложился в конце XV – начале XVI в. Н.э. и на первых порах представлял собой как бы протестантское течение в индуизме. Сикхизм монотеистичен, он не признаёт духовенства, отрицает публичные богослужения. Сикхи решительно выступили против кастового строя и провозгласили равенство людей. Однако, со временем сикхизм стал постепенно утрачивать свой антифеодальный и демократический характер. Сейчас в РФ РПЦ собирается посадить на шею россиянам возрожденное сословие священников. Не мешало бы российским патриотам задуматься о демократизации РПЦ, а не возрождать сословия в российском обществе. И приравнять священников ко всем остальным гражданам РФ. Николай Шафранов
|