1 февраля 2011 года в Екатеринбурге под
председательством Дмитрия Медведева прошло заседание Совета при
Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
Стенограмма этого значимого мероприятия вывешена на президентском сайте.
На заседании рассмотрены ряд вопросов, главный из которых – как
преодолеть пережитки тоталитаризма в общественном сознании граждан РФ и в
повседневной практике. Ранее фигурировавшее название проекта
«Десталинизация» убрано ввиду его скандальности. Теперь он называется:
проект «Национального примирения и увековечения памяти жертв
политических репрессий». Но не стоит строить иллюзии, «суть
проекта, естественно, и в десталинизации, и в декоммунизации российского
общественного сознания и самой нашей страны... Главная его цель –
обеспечение модернизации сознания российского общества и российской
элиты».
В проекте восемь разделов. Вот некоторые
из них: увековечение памяти о жертвах политических репрессий,
социальная поддержка тех жертв, которые сегодня живы, доступ к архивной
информации о терроре, политико-правовая оценка преступлений
коммунистического режима, завершение процесса юридической реабилитации
жертв, топонимика, образование и просвещение и разное. Некоторые
конкретные предложения: центральный памятник жертвам репрессий, например
в Москве, с тем чтобы он обозначил отношение государства к этой
проблеме, два музейно-мемориальных центра, в Москве и Петербурге,
создать единую базу данных о жертвах политического террора. Важное
замечание одного из докладчиков: «У нас, как известно, несколько
миллионов следственных дел наших сограждан в архивах. Это важнейший
источник по истории террора. К ним не допускаются, кроме родственников,
никто, то есть жертвы или родственники. Штука в том, что
родственников-то нет. Вот захотели вы прочитать следственное дело
великого поэта Мандельштама. Где же вы возьмёте доверенность от детей
Мандельштама, которых нет? И таковых очень много, подавляющее
большинство. Говорят: «Личная тайна, мы защищаем личную тайну». А личная
тайна в законодательстве определена чудовищно плохо. Из-за этого
закрыты миллионы дел».
О мерах воспитательного характера для изживания тоталитаризма. «В
этом плане принципиальное значение имеет вопрос о воспитании
подрастающего поколения. В частности, музейно-мемориальные комплексы в
Москве и Санкт-Петербурге… важны не сами по себе, а как центры
сохранения исторической памяти, посещение которых школьниками и
студентами должно стать устойчивой традицией. Например, в ряде
московских школ введён институт школьного омбудсмена, и там работает
система школьного самоуправления. Школьники демонстрируют потрясающие
результаты. Дети умеют пользоваться своими правами и исполнять свои
обязанности лучше, чем их учителя. Так постепенно вырисовываются
очертания школы, в стенах которой непрерывно идёт процесс формирования
совсем юных, но вполне сознательных, свободных граждан с выраженным
чувством собственного достоинства, с нетерпимостью к несправедливости и
беззаконию, с нацеленностью на добрые дела. И если мы продолжим работу в
этом направлении, то наши юные, сознательные граждане смогут стать
настоящими культуртрегерами, несущими идеи гражданственности и правовой
культуры в свои семьи. Так, шаг за шагом гражданское общество России
будет прирастать новыми и новыми гражданами. В контексте борьбы с
последствиями тоталитарного режима в общественном сознании мы просто
обязаны говорить людям правду. Скрывая документы, мы лишь даём повод
фальсифицировать историю, отождествлять современную Россию с
тоталитарным режимом... Совет рассматривает как свою важнейшую задачу на
сегодняшний день консолидацию сил гражданского общества на
противодействие терроризму и искоренение пережитков тоталитаризма».
Сформулирован в выступлениях и определенный взгляд на российскую и советскую историю: разрушение России «…началось
с Гражданской войны через уничтожение и изгнание интеллигенции,
духовенства – держателей культуры и традиционной морали, буржуазии –
наиболее сильной и конкурентной части общества, дворянства – наиболее
образованной и патриотической его части, хранителей национального
самосознания и гордости. Затем последовали голодомор, коллективизация,
которые были нацелены на уничтожение лучшего крестьянства». Легко
понять, с кем был бы сам автор этих слов в Гражданскую войну. Так что
проект «Десталинизация», или назовите его как угодно, сводится к одному
– вдолбить в умы людей свое понимание истории (и дореволюционной и
послереволюционной), переписать всё, убедить, что Николай не был
Кровавым, что «батюшки» несли культуру в народные массы, а кулаки были
не живодёры, а паиньки. Взбив себе таким образом «мягкие перинки» можно и
почивать на них вволю.
Не всё, конечно, сходится в этих
проклятиях тоталитаризму. Так, парадоксально получается – советская,
«тоталитарная» система, «тоталитарное» мышление обеспечивали в СССР
многие десятилетия стабильного экономического роста, культурное и
научное развитие страны, а «демократические» реформы, «накрывшие» страну
уже четверть века тому назад, привели только к одному – регрессу во
всём – экономике, промышленности, науке, кризисному состоянию культуры и
искусства, полной деградации нравственных взглядов и поведения людей.
Как же так – «насаждают» «демократию», а «произрастает» катастрофическая
разруха, в то время как в жуть как тоталитарном Советском Союзе всё
росло и множилось?
Ещё одна намеченная компонента борьбы с
тоталитаризмом: «Без независимого суда, как и без свободных СМИ, без
реальной политической конкуренции невозможно провести модернизацию
страны». Чувствуется, что за последние двадцать лет в РФ проведена
большая работа в этом направлении. Например, в той же стенограмме мы
находим такие слова: «…приняты деловые, скажем так, обыкновения в
судебной системе, когда ещё до начала рассмотрения судья согласовывает
возможную свою позицию по рассматриваемому делу с вышестоящими судебными
инстанциями», «В 2010 году получили распространение факты избиения
адвокатов сотрудниками следственных органов… Вопреки Закону об
адвокатуре и адвокатской деятельности без судебного решения проводятся
обыски в их жилых и служебных помещениях».
Вообще выступающие не стремились
сковывать себя жесткими рамками логики и здравого смысла. Послушаем:
«Тоталитарная система оставила нам в наследство не только коррупцию, но и
безразличие общества к самой коррупции. Вспомним трагедию в станице
Кущёвской». И это про трагедию, произошедшую в нынешнее, буржуазное,
время, про преступления, которые были бы совершенно невозможны в СССР!
Затронуты были на заседании и права
человека. Один из участников заседания: «Дмитрий Анатольевич, я
специально для Вас приготовил вот эти книги: изучаем права человека по
примерам из сказок. Это очень важная форма работы». Реакция Медведева: «Книжки,
что Вы передали, любопытные, некоторые вопросы явно хорошо
подготовлены. Например, такой: имеет ли мартышка право пользоваться
очками? Чувствуется, серьёзно подошли к правам человека». Ну, здесь, как говорится, комментарии излишни.
Так чем же дело кончится? Один из докладчиков вполне справедливо сказал: «Моисей
водил народ по пустыне 40 лет, мы уже прошли 20, сейчас мы отмечаем эти
20 лет. Если мы растратим и следующие 20 лет, можем из пустыни не выйти».
Эх, Салтыков-Щедрин, самое бы время тебе поработать.
С.В.Христенко
|