Чтобы спасти триллионы долларов
европейских банкиров и капиталистов, правящие круги капиталистических
стран с начала этого года начали наступление на социальные права
трудящихся. Мировой
экономический кризис отнюдь не закончен. С начала весны этого года он
вновь демонстрирует свою жестокую хватку. Некоторые страны Западной
Европы оказались на грани банкротства. В Греции дефицит бюджета
составил 14% от валового внутреннего продукта, ее долговые
обязательства намного превысили способность этой страны рассчитаться с
иностранными кредитами. Схожая ситуация сложилась в Испании и
Португалии. ЕС и МВФ срочно кредитуют странам зоны евро 750 млрд. евро,
требуя от них сокращения социальных затрат и гарантий. Капитал
стремится решить проблемы за счет трудящихся. В
странах Западной Европы начались сокращения социальных затрат,
заработной платы, пенсий и пособий, их последующее замораживание,
массовые увольнения. Рост
безработицы, урезание социальных прав особенно больно ударили по
рабочим и служащим госсектора – учителям, врачам, авиаторам,
железнодорожникам, по представителям практически всех категорий
трудящихся. На авансцену политической борьбы вновь выходит рабочий
класс. По призывам профсоюзов сотни тысяч людей участвуют в
общенациональных забастовках, выходят на улицы городов Греции, Испании,
Португалии, Франции, Италии и других стран Европы. «В ожидании
новой реформы жизненно необходим отклик на улицах. Мы, рабочие, обязаны
противостоять этим мерам. Всегда одно и то же – люди вынуждены платить
за это, и мы должны этому сопротивляться», – говорят манифестанты. Приведем хронику основных классовых сражений весной и в начале лета в Греции, Испании, Португалии, Франции, Италии и Англии. Греция
погрузилась в непрекращающиеся с начала года всеобщие забастовки и
манифестации рабочих и служащих, которые порой сопровождались
столкновениями с полицией, переходящими в настоящие уличные бои. Греческие
трудящиеся протестуют против решения правительства о резком сокращении
расходов госбюджета. Пенсии сокращаются на 40-50%, зарплаты госслужащих
– минимум на 20%, повышается пенсионный возраст до 67 лет, поднимаются
налоги на доходы трудящихся. 10 и 24 февраля – две первые всеобщие забастовки греческих рабочих и служащих, организованные крупнейшими профсоюзами страны.
24 февраля ведущей силой забастовки выступили работники транспорта и
связи. Всё транспортное сообщение в стране остановлено. Рейсы отменены.
Остановилась железная дорога. Бастуют также работники образования и
здравоохранения. Закрылись школы и университеты. В государственных
больницах медики лечили лишь в чрезвычайных случаях. К акции
присоединились журналисты, не работали радио и телевидение. 5 марта – 24-часовая забастовка ПАМЕ – Боевого рабочего фронта. 11 марта – третья всеобщая 24-часовая забастовка.
В забастовке участвовали 2,5 млн. греков – порядка половины
трудоспособного населения страны. Прекратились авиационное,
железнодорожное, морское сообщения, а также работа общественного
транспорта. Закрыты школы, университеты и больницы. Среди бастующих –
авиадиспетчеры, работники портов и служб береговой охраны, пожарные,
банковские служащие, мусорщики, судебные работники и адвокаты,
сотрудники СМИ, в ряде случаев полицейские. В связи с забастовкой
работу прекратили органы местного самоуправления и государственная
электрокомпания. 21-22 апреля – 48-часовая всеобщая забастовка ПАМЕ, к которой присоединились моряки порта Пирей.
Крупные транснациональные компании и заводы застыли, были закрыты
торговые центры, гостиничные комплексы и самый большой порт страны и
Европы – Пирей. 26 апреля – продолжение забастовки моряков порта Пирей. 20 мая – четвертая с начала года всеобщая 24-часовая забастовка греческих рабочих и служащих, парализовавшая страну. 31 мая в портах страны состоялась 24-часовая всегреческая забастовка всех категорий судов. 3 июня греческие журналисты и работники общественного транспорта провели 24-часовую забастовку. 10 июня на 24 часа было отменено движение пассажирских и грузовых поездов в Греции.
Работники выступают против намерения властей продать 49% акций
государственной железнодорожной компании, чтобы рассчитаться с долгами
банкиров и греческих капиталистов. 29 июня – 5 всеобщая 24-часовая забастовка греческих рабочих и служащих. Греки
протестуют против пенсионной реформы. Во всеобщей забастовке приняло
участие 3 млн. человек. Это работники госсектора и муниципалитетов,
персонал больниц, банков и судов. К бастующим присоединились
журналисты. Полностью парализована транспортная система страны. Испания
оказалась на грани катастрофы вслед за Грецией: дефицит бюджета около
10% от ВВП. С июня зарплаты госслужащих урезаются на 5%, а в дальнейшем
замораживаются. 13 тыс. занятых в госсекторе попадают под сокращение
(уже сейчас в Испании уровень безработицы составляет 20%). Будет
отменена индексация пенсий, повышен пенсионный возраст. 12 марта прошла массовая забастовка трудящихся в знак протеста против политики «жесткой экономии».
Остановился наземный транспорт и метро. Бастовали пилоты самолетов
(авиакомпании «Алиталия»), а также сотрудники железных дорог.
Прекращено морское сообщение. 13 марта в Риме прошла грандиозная
манифестация в 200 тыс. человек. 31
марта около 30% пассажирских и товарных поездов были отменены в Испании
в результате объявленной профсоюзами однодневной забастовки работников
железнодорожного транспорта. 8 июня Испания погрузилась в общенациональную забастовку государственных служащих, организованную ведущими профсоюзами страны.
Манифестанты выступают против решения правительства о снижении
заработной платы госслужащих на 5%. В акциях протеста по всей стране
участвовало 2,5 миллиона человек или 2/3 всех госслужащих. В Мадриде
трудящиеся блокировали здания министерств и дороги. Забастовщики
временно перекрыли главную улицу столицы области, Барселоны,
перегородив ее горящими покрышками. В Бильбао, крупнейшем городе испанской Страны басков, демонстрации в ряде случаев переросли в столкновения с полицией. Начавшаяся
28 июня трехдневная забастовка работников мадридского метро поставила
испанскую столицу на грань транспортного коллапса. Ведущие профсоюзы Испании призвали к проведению 29 сентября всеобщей забастовки рабочих и служащих. Португалии
МВФ предписал сократить дефицит бюджета с 9,3% до 3% ВВП. Согласно
принятому 26 января бюджету работникам госсектора должна быть
заморожена зарплата, увеличен пенсионный возраст, а рабочие места в
госсекторе будут сокращены на 10% (безработица в Португалии и так более
10%). 4 марта состоялась 24-часовая забастовка 500 тыс. работников и служащих госсектора, протестующих против политики правительства.
Организатором выступила коалиция профсоюзов «Совместный фронт».
Остановлен транспорт, закрылись школы и больницы. В забастовке приняли
участие также служащие судов, налоговых служб и таможен, а также
мусорщики. В акции приняло участие 80% работников госсектора. 23 марта по призыву профсоюза работу остановили 10 тыс. сотрудников железных дорог. Стачка парализовала большую часть перевозок, как пассажирских, так и грузовых. 29 апреля продолжали бастовать работники общественного транспорта. Участники акции выступают против замораживания заработной платы и приватизации государственных компаний. 31 мая в столице Португалии Лиссабоне 300 тыс. человек приняли участие в акции протеста, организованной профсоюзом. Во Франции
трудящиеся выступают против реформы пенсионной системы, которая
предусматривает поэтапное увеличение пенсионного возраста с 60 до 62
лет. Также предполагается увеличение в течение 10 лет выплаты из
зарплаты госслужащих в фонд социального обеспечения, повышение
трудового стажа, необходимого для получения полноценной пенсии. 4 февраля состоялась 24-часовая забастовка железнодорожников.
На работу не вышли более трети состава. Сотрудники железной дороги
требовали повышения зарплаты и выступали против сокращения рабочих мест. 23 февраля французские авиадиспетчеры объявили забастовку, выступая против сокращения персонала. 26 февраля в крупнейших портах Франции забастовали докеры, протестующие против приватизации компаний. 23
марта по призыву профсоюзных объединений в знак протеста против мер
«жесткой экономии» на работу не вышли сотни тысяч работников
транспорта, образования и связи. Бастовали общественный
транспорт, школы, детские сады, почта и государственное телевидение.
Забастовку поддержали около 40-50% учителей, протестующих против
реформы образования и массовых сокращений (это уже не первая забастовка
учителей в этом году). Бастовали работники железнодорожного транспорта.
По всей стране состоялось 177 демонстраций, в которых участвовало 800
тыс. человек. 7
апреля железнодорожное сообщение во Франции вновь было нарушено из-за
бессрочной забастовки машинистов поездов, третьей за этот год. 26 апреля пять профсоюзов рабочих европейского авиастроительного концерна Аэробус начали забастовку во Франции. Рабочие требуют повышения заработной платы и создания новых рабочих мест. 27 мая более миллиона человек вышли на общенациональную забастовку, организованную шестью крупнейшими профсоюзами страны. Служащие всех отраслей и направлений выступали против пенсионной реформы. В
забастовке, объявленной французскими медсестрами-анестезиологами,
приняли участие порядка 80% работников операционных отделений
французских больниц. В Париже несколько сотен манифестантов ворвались на вокзал Монпарнас и блокировали железнодорожные пути. 15 июня на улицы Парижа вышли более 20 тыс. человек, протестующие против увеличения пенсионного возраста. 24 июня Франция погрузилась в очередную общенациональную забастовку.
В ней приняли участие госслужащие и учителя. В одном только Париже
демонстрация собрала 130 тыс. человек. Профсоюзы сообщают о 120 тыс.
манифестантов в Марселе, 70 тыс. протестующих в Бордо, 60 тыс. в Тулузе
и 25 тыс. в Лионе. Всего по стране прошло порядка двух сотен
демонстраций. 1 июля Франция оказалась на грани транспортного коллапса из-за забастовки работников транспорта.
В стачке приняли участие профсоюзы железных дорог, авиации, метро и
автобусного сообщения, выступающих против пенсионной реформы. В Италии 12 марта прошла массовая забастовка трудящихся в знак протеста против экономической политики правительства.
В крупнейших городах страны остановился наземный транспорт и метро,
сокращено количество авиарейсов, объявлено об отмене поездов. Прервано
морское сообщение. Помимо работников городского и междугороднего
транспорта, в забастовке участвовали служащие госведомств, банков,
сберкасс, аптек, школ и больниц. Бастующие требовали повышения заработной платы, обеспечения более выгодных условий труда. 12
июня тысячи итальянцев вышли на улицы Рима в знак протеста против мер
«жесткой экономии», предложенных правительством. В акции приняло
участие 100 тыс. человек. 25 июня в Италии прошла общенациональная забастовка. Трудящиеся выступают против решения правительства «заморозить» зарплаты и пенсии, приостановить ряд общественных проектов. В Англии 5 февраля в лондонском метро началась 24-часовая забастовка, которая положила начало целой серии подобных акций протеста. 9
марта в Англии прошла 48-часовая всеобщая забастовка госслужащих, в
которой участвовали сотрудники налоговых служб и судов, музеев и
библиотек – всего около 200 тыс. человек. Стачку спровоцировало
решение правительства о сокращении на треть компенсаций при увольнении.
Эта акция – одна из самых масштабных в стране за последнее время. 19
марта летный персонал британской авиакомпании British Airways после
провала двухнедельных переговоров с руководством авиаперевозчика начал
трехдневную забастовку, поддержанную 80% работников. Было
отменено две трети рейсов. Работники выступают против планов по
сокращению 1200 рабочих мест, замораживанию на два годы зарплаты. Массовые забастовки и выступления трудящихся, начиная с осени, затронули также Румынию, Германию, Финляндию, Швецию, Данию, Нидерланды и другие страны Европы. С каждым днем нарастает боевое сопротивление рабочего класса во всех странах капитала.
Это развеивает мифы буржуазных апологетов капитализма и их подпевал –
ревизионистов, что будто бы в странах капитала нет больше рабочего
класса, что он утратил свои боевые качества. Массовые забастовки и
манифестации весной и в начале лета этого года опровергают эти
утверждения. И только политика «социального партнерства», проводимая
крупнейшими профсоюзами Европы (которые под давлением рабочих и
служащих вынуждены выступать организаторами забастовок), сдерживает
революционную энергию масс. Русским
рабочим нужно брать пример со своих братьев по классу за рубежом и
переходить от локальных и разрозненных выступлений к общенациональной
политической забастовке. Всеобщая
стачка – мощное оружие в руках рабочего класса. Правящий класс ничего
так не боится, как всеобщей политической стачки рабочих, инженеров,
служащих, объединяющей и сплачивающей трудящихся, укрепляющей их
классовое сознание и боевой дух, способной заставить власть выполнять
требования народа или уйти с позором и выступающей в качестве главной
силы революционного преобразования общества – социалистической
революции, которая одна только и в силах ликвидировать капитализм и
покончить со всеми бедами и страданиями трудящихся классов.
ФОТОРЕПОРТАЖ
Всеобщая забастовка в Греции Столкновение демонстрантов с полицией в Греции
Забастовка моряков порта Пирей в Греции Всеобщая забастовка в Испании 8 июня
Медики Франции перекрыли железную дорогу
|